Учи и помни: простые упражнения для развития памяти.

упражнения для развития памяти
Здравствуйте, друзья!

Сегодняшний пост я посвящаю тем, кто не верит в свои силы , связывая свои неуспехи с плохой памятью.

Я познакомлю вас с очень интересным человеком и дам несколько советов для улучшения вашей памяти.

Кто из нас не мечтает с легкостью запоминать новые слова иностранного языка и не забывать их долгие годы?
Кто не хочет обладать прекрасной памятью?

А знаете ли вы что обычный человек использует свою память всего на 10%? Знаете ли вы, что человеческий мозг способен вместить в себя в 10 раз больше информации, чем все национальные архивы CША?

Сравните цифры:

Обычная книга содержит информацию в объеме — около 1.3млн знаков

Национальные архивы США ———————-12млн 500 тыс.знаков

Человеческий мозг———————-125 млн 500 тыс знаков!!!!!!

Впечатляет, не правда ли?

Теперь становиться понятным, где берут ресурсы памяти полиглоты,  знающие по 30 и более языков. Конечно, есть люди, обладающие феноменальной, на наш взгляд, памятью. С одним из таких людей я хочу вас познакомить.

Возможно, вы уже слышали об этом человеке, его часто показывают по телевизору в передачах по типу “Очевидное -невероятное”, где он демонстрирует свои экстраординарные способности.

Знакомьтесь: Самвел Гарибян – дважды рекордсмен книги рекордов Гинесса. Как говориться, лучше один раз увидеть, поэтому предлагаю вам посмотреть небольшое видео с его участием, а потом продолжим наш разговор:

Нельзя не отметить, что при всей своей исключительности Самвел – обычный человек, а значит обладает таким же мозгом как и мы с вами:)

В одном из своих интервью, он утверждает, что каждый человек может увеличить эффективность запоминания в 10-15 раз от того уровня, где он находится, если будет использовать правильные методы.

Существует огромное количество различных приемов, методик и упражнений для развития памяти. Некоторые из них мы сегодня рассмотрим.

Но сначала, немножко теории , чтобы вы понимали, откуда “ноги растут”
У каждого из нас есть два основных вида памяти: смысловая(или логическая) и чувственная(или образная)

Логическая память – это память на мысли, которые выражены словами родного языка или специальными знаниями(математическими, химическими формулами)

К образной памяти ученые относят:

  • Зрительную память – сохранение и воспроизведение зрительных образов. Люди, обладающие хорошей зрительной памятью легко запоминают материал, если могут мысленно себе представить то, что нужно запомнить.
  • Слуховую память – это не только хорошее запоминание различных звуков речи или музыки, но точное их воспроизведение. Именно этот вид памяти необходимо развивать людям, изучающим иностранные языки
  • двигательную память – участвует в формировании двигательных умений и навыков.
  • эмоциональную память – принимает участие в работе всех видов памяти. Этот вид памяти является основой для прочности запоминания любого материала. Доказано, что материал, который нравится, интересен и вызывает положительные эмоции, запоминается легко и надолго.

Теперь, надеюсь, вы понимаете, что если вам легко запомнить увиденное или прочитанное – значит у вас хорошо развита зрительная память.

Если же вы не можете запомнить материал, пока не запишете его и не произнесете его вслух- то у вас преобладает двигательное восприятие.

Нужно отметить, что в чистом виде преобладание какого-то одного вида памяти у человека встречается очень редко. В большинстве случаев у людей можно наблюдать смешанные виды: зрительно-слуховой, зрительно- двигательный и т. д. Как правило, наиболее развитым видом памяти у человека является тот, который чаще всего используется.

А теперь хочу вас обрадовать – память как и все живое , поддается тренировке и развитию!

Причем специалисты рекомендуют развивая память, больше внимания уделять не тем видам, которые у вас и так хорошо развиты, а больше работать над тем, в чем вы не очень сильны.

Но это не значит, что вы должны отказаться от использования каких-то видов памяти. Наоборот, используйте по необходимости все способы, комбинируйте их, экспериментируйте, и через некоторое время ваша память будет вас только радовать.

Наконец-то мы добрались до самого главного: Я хочу предложить вам простые упражнения для развития памяти.

Ознакомьтесь с ними, выберите то,что вам подходит:

  1. Упражнение для определения какой вид памяти у вас преобладает: Если вы не знаете, какой вид памяти у вас работает лучше, проведите опыт: – Попробуйте выучить что-то(можно на родном языке)просто молча читая -(зрительная память) – Прочитайте другой кусочек текста вслух и запишите, что запомнили. – (двигательная память) – Прочитайте отрывок текста с эмоциями. Представьте себя каким-нибудь персонажем и прочитайте текст войдя в роль – (эмоциональная память) – Попросите, чтобы вам прочитали или запишите на диктофон (слуховая память) -Проанализируйте, в результате каких действий вам было легче запомнить текст.
  2. Чередуйте способы запоминания. Если в первом упражнении вы работали с разным материалом, чтобы проверить себя, то в этом упражнении попробуйте запоминать один и тот же материал только разными способами
  3. Упражнение ” придумай картинку к слову” По научному это называется – Метод фонетических ассоциаций и чаще всего используется для запоминания иностранных слов. Ваша задача – подобрать слово из родного языка, которое наиболее похоже на то слово, которое вы учите и связать оба слов в виде картинки. Например: французское слово “admirer” (восхищаться) очень похоже на русское слово “адмирал”. Я придумала такую картинку: Вижу АДМИРАЛА, который, собираясь на парад , смотрит на себя в зеркало и ВОСХИЩАЕТСЯ собой адмирал
  4. Упражнение “Оживление слова” – из той же серии, что и предыдущее: вы не только придумываете картинку к слову, но и стараетесь эту картинку оживить. Если брать мой пример с адмиралом, то когда я вижу эту картинку, я слышу легкий звон медалей на кителе у адмирала, представляю как он отдает честь  и весь прямо светится от восхищения собой.
  5. Упражнение – “Вспомни как это было”( метод автобиографических воспоминаний) тоже похоже на предыдущее, разница в том, что мы должны связать слово для запоминания с каким-то событием из нашей жизни. Вот какой пример приводят авторы книги ” Как запоминать иностранные слова” в связи с этим методом: англ. слово “puddle” – лужа созвучно со словом “ПАДАЛ”. Для того, чтобы запомнить это слово – “Вспоминаю, как в детстве во время игры, мой мяч несколько раз ПАДАЛ в ЛУЖУ. Отчетливо вижу эту картину и чувствую ладонями мокрый мяч” К слову, более подробное описание упражнений 3.4.5, вы можете найти в книге ” Как запоминать иностранные слова”.   Там же приводится очень много примеров для запоминания слов по разным языкам, Рекомендую приобрести эту книгу, не пожалеете.
  6. Повторяйте то, что вы хотите выучить незадолго до отхода ко сну. В таком случае материал закрепится в памяти гораздо лучше. Специалисты связывают это с тем, что в течение дня мы получаем разные впечатления, которые смешиваются в памяти, накладываются друг на друга и отвлекают наше внимание. А так как наш мозг не прекращает работу во время сна, он, как правило, обрабатывает последнюю полученную информацию. Именно поэтому не рекомендуют смотреть перед сном ужасы, боевики и новости:)
  7. Придумайте свой “условный шифр” для запоминания материала. Это может быть стишок, песенка, схема, таблица. Не можете придумать сами, начните собирать такие приемы, записывайте их и используйте регулярно. Вот вам несколько примеров:
    - Не можете запомнить алфавит английского языка – выучите песенку про алфавит и вы его больше никогда не забудете.
    - Для того, чтобы дети запомнили название цветов, я использую специальный стишок: “Цвет знамен и цвет побед, называется он – red”, “А у елки цвет один, называется он – green”. С полной версией этого стихотворения я познакомлю вас в ближайшее время. Подпишитесь на обновления сайта, чтобы ничего не пропустить:)
    - Для запоминания системы основных времен англ. языка хорошо использовать таблицу Дмитрия Петрова, о которой я писала ЗДЕСЬ
  8. Абсолютно все запомнить невозможно, да и не нужно. Научитесь выделять главное.
    - Если это текст – составьте план к нему.
    - Заведите свой словарик, но записывайте слова по темам, ( семья, Приветствия , Календарь. …) Чем осознаннее мы запоминаем материал, тем крепче и дольше он будет удерживаться в памяти. При изучении иностранного языка важно – понимание того, что вы хотите запомнить.
    - Не учите текст, фразы или слова до тех пор пока вы не разберетесь с переводом и пока не уточните правильность произношения.
  9. Заведите себе привычку гуляя, называйть предметы окружающего мира на иностран.языке.
    - Играйте в слова на прогулке с детьми и учите язык.
    - Если ребенку трудно выучить стих – выучите вместе с ним вместе. Как учить стихи с дошкольниками я писала в ЭТОЙ СТАТЬЕ. А про изучение стихотворений с детьми школьного возраста я скоро напишу.

Общие рекомендации для улучшения памяти:

Работа памяти очень зависит от общего благополучия вашего организма, поэтому так важно:

  • Хорошо высыпаться.
  • Правильно питаться
  • Быть физически активным(доказано, что физические упражнения стимулируют рост новых нейронов в мозге)

И главное: Регулярно нагружайте свой мозг!

Надеюсь, статья была вам полезна. Расскажите в комментариях, какие упражнения вы используете для улучшения вашей памяти и каких добились результатов.

Понравилась статья? Расскажите друзьям.
Общайтесь со мной:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*